Что привезти из путешествия? - Фото.

В этой рубрике сайта под названием: "Школа фотографии для путешественников" даны некоторые простейшие советы, как правильно выбрать фототехнику для зарубежных поездок, как выбрать интересные сюжеты для съемки, как правильно фотографировать в тех или иных ситуациях и делимся своими фотографиями.

Из зарубежных поездок многие привозят сувениры, ракушки, изделия местных мастеров, национальную одежду и разные другие мелочи. По-моему – это все не существенно, главное – фотографии. Посмотрев на них спустя некоторое время, можно вернуться в прошлое, вспомнить события и отдельные детали, достопримечательности и людей, воображение поможет восстановить, казалось бы, забытые моменты путешествия. Фотоаппарат в поездках – самая необходимая вещь и к его выбору нужно отнестись ответственно.

Сейчас трудно представить себе путешественника без фотоаппарата – «мыльницы» либо зеркальной камеры. Зеркальные аппараты довольно громоздки, тяжелы и из-за смены объективов представляют массу хлопот. Однако профессионала не остановят лишние 4-5 килограммов, в зависимости от комплектации и наличия сумки или рюкзака с принадлежностями. У меня сумка, и походив с ней целый день, особенно в жарких странах, к вечеру плечо заметно устает. Рюкзак – тоже не подарок, натирает плечи, несмотря на специальные мягкие лямки, с ним жарко. Для передвижения по горам, к рюкзаку еще желателен пояс, стягивающийся на талии, чтобы он не бил по спине. В комплекте нужны специальные очистители для стекол объективов, протирка, важно помнить назначение многочисленных кнопок на камере, вовремя переворачивать бленду, и внимательно следить, чтобы не потерялась крышка от объектива. В общем, дело хлопотное.

Чтобы снимать в сумерках, ночью или панораму, без штатива не обойтись. А это тоже значительный вес вместе со штативной головкой. На такие приспособления пограничники обращают внимание и начинают потрошить сумку, не сданную в багаж, - убедился на собственном опыте. Легкий, дешевый штатив не годится для серьезных аппаратов и от ветра может завалиться в любой момент, а на неровной почве он совсем неустойчив. Штативы типа Manfrotto слишком тяжелые, а карбоновые стоят дорого, и для путешественника не всегда предоставляется возможность возиться со штативом. Монопод – мало влияет на качество, стабилизатор объектива – практически то же самое, что и монопод, только гораздо удобнее. Внешнюю вспышку, возить, особого смысла нет, она редко, когда пригодиться. Самые популярные зеркальные камеры для путешествий: CANON, NIKON, SONI и любой владелец с пеной у рта будет доказывать преимущества своей камеры.

Те, кто не хочет утруждать себя постижением искусства фотографии, ограничиваются «мыльницами», которые благодаря постоянному совершенствованию, иногда дают неплохие результаты. Подбирая фотоаппарат типа «мыльницы» не нужно гнаться за большим количеством мегапикселей, их на современной технике и так достаточно для таких маленьких матриц. Гораздо важнее размер монитора и набор функциональных возможностей, от которых зависит удобство съемки. Важно, чтобы фотоаппарат не скользил в руках, а ремешок лучше всегда одевать на запястье. С помощью такой техники получаются только любительские снимки. В этом случае можно ограничиться автоматическим режимом и двумя-тремя дополнительными функциями для коррекции съемки. Если это устраивает – беспокоиться не о чем. Конечно, удовольствия от самого процесса съемки «мыльницей» получить не удастся, но большинство предпочитают такие фотоаппараты.

Искусство фотографии. Как сделать интересные фото.

Искусство фотографии заключается в том, чтобы запечатлеть и сохранить подлинные, достоверные события самым неожиданным и интересным способом. Чтобы научиться делать интересные фотографии во время путешествий, прежде всего, необходимо внимательно изучить инструкцию к своему фотоаппарату. Возможно, в нем есть такие полезные функции, о которых Вы еще не знаете. Нужно внимательно читать и не бояться нажимать при этом кнопки, пробовать фотографировать, смотреть, что при этом получается. Только с опытом можно добиться хороших результатов.

Одним из основных понятий при фотосъемке является композиция. Некоторым людям чувство композиции дано от природы, они чисто интуитивно могут делать художественные снимки. Другим, этому нужно учиться. Композиция – это совокупность частей, отражающих единое целое, за счет этого фотография смотрится гармонично. В каждом кадре должно быть:

- интересное содержание и художественное решение. Нужно показать что-то необычное, информативное, поучительное, чтобы он был интересен многим людям;

- яркое изобразительное решение, которое зависит от освещения, композиции, цветового решения (природа, интерьер, одежда и т.д). Композиция передает цвета и распределение их в кадре.

Фотография – это плоское неподвижное изображение (не барельеф, который имеет объем, не кино, которое имеет динамику), она ориентирована только к глазам и может быть реализована, только с помощью изобразительных элементов. Для выгодной передачи композиции можно использовать в кадрах перспективу, которая создается разными способами:

- с помощью расположения одного предмета за другим, когда снимают что-либо с относительно близкого расстояния (фотография группы людей, предметов, натюрморт).

- линейная перспектива – однотипные предметы в кадре по мере удаления становятся меньше, например столбы устремленной вдаль дороги, опоры моста и другие объекты. Такие сюжеты снимают широкоугольным объективом, который хорошо передает перспективу.

- тональная перспектива – это композиция светлого и темного (на переднем плане четкий значительный предмет и, например, блеклая гора на заднем плане).

- Цветовая композиция – подбор наиболее выигрышной цветовой гаммы, например, чередование светлого и темного.

Для создания композиции, при съемке различных предметов, можно их переставить. У туриста, как правило, нет такой возможности, поэтому изменить порядок можно переместившись самому.

Основные моменты в фотографии:

- выбор точки съемки (та или иная точка, выбранная для съемки, позволяет менять положение людей или предметов в кадре). Нужно определить выигрышную точку для съемки, ходить и искать, тренироваться. Особенно это важно при пейзажной съемке.

- выбор границы кадра. Кадр должен быть заполнен, но чем меньше в кадре лишнего, постороннего, тем лучше. Каждая из четырех границ кадра должна иметь свое обоснование. Если какую-то границу кадра можно передвинуть, не меняя смыслового содержания фотографии, то она не обоснована.

- вовремя нажать кнопку. Ситуации во время съемки все время меняются, поэтому на особо интересных моментах можно делать сразу серию кадров, чтобы потом выбрать наилучший или просто ловить подходящий момент.

На каждой фотографии должно быть что-то главное, если этого нет, то снимок становится бессодержательным и неинтересным. Главный объект нужно сместить чуть вправо или влево, но не располагать его в центре кадра или по углам и это главное нужно уметь подчеркнуть. Главный объект можно выделить за счет резкости (главное резко, остальное размыто), можно определить за счет освещения (главное – хорошо освещено, второстепенное в тени). Можно сделать акцент на главном с помощью тонального контраста (темное - светлое) или цветового (сопоставление цветов). Помимо главного объекта на фотографии часто используются вспомогательные, которые помогают привлечь внимание к главному. Огромное значение имеет фон, или задний план. По замыслу фотографа, его можно сделать четким, чтобы отдельные детали были хорошо различимы, или, наоборот, размыть. Это достигается с помощью фокусировки и подобранной экспозиции (соотношения основных регулировок – выдержки, диафрагмы и чувствительности).

Фотограф должен смотреть на мир другими глазами, видеть отражения, тени, блики, фактуру и с помощью своего опыта переносить это на снимки. Важное значение для получения красивых фотографий имеет освещение: рассеянное, жесткое или мягкое. На фотоаппаратах есть регулировка баланса белого, которая используется при различных видах освещения. Баланс белого лучше выставить сразу и потом, если освещение не меняется, снимать серию кадров с той же установкой. Чтобы понять, как на результат влияют различные виды освещения, желательно почитать специальную литературу, или доходить самому с помощью проб и ошибок. Овладеть искусством фотографии можно не так быстро, как бы многим хотелось, но это очень интересное и увлекательное занятие, особенно в путешествиях.

Как фотографировать в городе. Фото городов.

Во время зарубежных поездок почти всегда есть возможность сделать фотографии того или иного города. Как лучше сделать интересное фото, возможно, начать с панорамы? Часто такая возможность предусмотрена принимающей стороной. Почти в каждом городе есть возвышенное место, с которого можно окинуть взглядом значительную его часть, или даже весь. Это либо холм, как в Эдинбурге, гора, как в Дамаске, высокое здание, как в Париже, либо телебашня, как в Шанхае или Маниле. Иногда в городе бывает несколько таких мест, откуда он виден, как на ладони. Обычно в такие места и привозят туристов, или они добираются сами. Если площадка открытая, хорошее освещение и погода, то фотографии должны хорошо получиться, если застекленная, то сложней, но тоже можно попробовать. Панораму города можно заснять и с самолета, когда он идет на посадку, если стекла не слишком мутные, то получится. Тогда объектив нужно плотно прижать к стеклу и стараться, чтобы крыло самолета не попало в кадр.

В городе лучше пользоваться широкоугольным объективом. Он позволяет сделать больший угол охвата и интересующие здания или другие объекты войдут в кадр целиком, даже с относительно близкого расстояния. Обычно в городах довольно большая плотность застройки, поэтому выделить что-то главное с помощью традиционных приемов фотографа (резкостью, световым пятном и т.д.) достаточно сложно. Чтобы определиться, какой именно предмет на фотографии будет главным, его надо полностью включить в кадр. Главный объект – это тот, который изображен целиком, например здание или памятник. Все остальное – это второстепенные предметы или фон. Основная задача фона – не бросаться в глаза. Второстепенные предметы – те, которые наслаиваются один на другой, или частично закрыты.

Снимать здания можно фронтально, по диагонали или сбоку. Если при съемке с фронтальной стороны существенно отклониться в сторону, то изображение исказится. На фотографии появится ощущение небрежности – это ошибка характерная для начинающих фотографов. К сожалению, туристам не всегда предоставляется возможность снять интересное здание строго фронтально. Из-за нехватки времени и большой скученности в людных местах, пока ищешь эту фронтальную точку, можно просто потеряться. Фронтальное изображение получится плоское и статичное, как на чертеже. При диагональной съемке изображение будет объемным и динамичным, это хороший вариант, его можно взять на вооружение. При съемке сбоку по касательной получается необычное изображение, снимок лучше делать вертикальным.

Фотографировать виды города приходится при различном освещении, что накладывает определенные ограничения на приемы съемки. Рано утром и в вечернее время солнце отражается в окнах зданий, лужах, блестящих объектах, поэтому фотографии получаются светлыми. Это – наилучшее время для съемки. Красивые фото городов получаются в сумерках, когда зажигается свет в окнах домов, витрины магазинов, рекламные щиты. Здесь уже без штатива не обойтись, и разумеется, для ночной съемки он обязательно нужен. Фотографируя при низкой скорости затвора можно запечатлеть следы фар движущихся автомобилей. Хорошо получаются виды зданий, если в кадре на переднем плане расположить водоем – реку или озеро, тогда огни будут эффектно отражаться на ее поверхности. Однако туристам чаще всего приходится снимать днем. В это время как раз и бывает наибольшее количество экскурсий. Ничего не поделаешь, тогда, можно фотографировать людей, архитектуру, поток автомобилей и различные достопримечательности. Профессиональный прием – снять отражение здания или какого-нибудь памятника в больших витринах или застекленном фасаде современного офисного здания. Хорошо выглядят на фото оригинальные виды общественного транспорта – старые трамваи, необычным образом декорированные автобусы. Фотографии улиц лучше делать широкоугольным объективом, а фото людей с увеличенным фокусным расстоянием.

Как фотографировать людей.

Как фотографировать людей во время путешествий при недостатке времени на подготовку, произвольном освещении, а, часто, и без особого желания модели позировать. Это напоминает репортажную съемку. Естественно, что качественный фотопортрет человека можно сделать только при полном контроле над освещением и желании выбранной модели позировать. Обычно такие снимки делают либо в студии (студийная съемка), либо с помощью громоздкой аппаратуры, доставленной в определенное место и настроенной соответствующим образом (выездная фотосессия). Во время путешествий таких условий, соответственно нет, поэтому фотографии людей будут, заметно отличаться от портретных. Речь не идет о том, когда специально позируют на фоне каких-то достопримечательностей или красот природы. Такие снимки, как правило, однотипны, интересны только самой модели, ближайшим родственникам и не имеют ничего общего с профессиональной съемкой, если сюжет тщательно не спланирован самим фотографом. Для того чтобы получить интересные фотографии человека, можно посоветовать снимать его естественное поведение, когда он не обращает внимание на фотоаппарат, или заметил его, но слишком поздно. С этой целью можно снимать из толпы, укрытия не привлекая к себе его внимания, можно снимать из автобуса, лучше через лобовое стекло, наконец, можно снимать издалека, используя телеобъектив. Не во всех странах люди охотно дают себя сфотографировать. В мусульманских странах, да и в некоторых других, при назойливости фотографа могут возникнуть проблемы. Особенно осторожно нужно относиться к фотографированию военных и стражей порядка. Самый простой способ сделать фото человека – это спросить у него разрешения, хотя бы знаками.

Фотографируя людей, всегда нужно делать фокусировку на лицо. При съемке портрета или лица крупным планом – на ближайший глаз. Пытаясь сфотографировать человека крупным планом (голова, шея, плечи) желательно выбрать расстояние не меньше полутора метров, тогда не будет искажений на лице (нос не будет слишком большим, например). Если снимать человека по пояс, то нужно отойти подальше, не менее чем на три метра. Поколенного или сидящего человека нужно снимать с расстояния четырех метров. Снимок человека в полный рост желательно делать с расстояния не меньше шести метров. Чтобы человек в кадре не получился слишком маленьким, нужно увеличить фокусное расстояние (воспользоваться зумом, то есть визуально приблизить его). Выдерживая такие расстояния можно избежать искажений и сохранить естественные черты лица и пропорции тела.

Важное значение при съемке людей имеет точка съемки. При съемке портрета камера должна находиться на уровне носа модели. Если снимать портрет снизу, то лицо деформируется – получается тонкая шея, мощный подбородок, упитанные щеки, а голова сужается. При съемке сверху деформация происходит наоборот – большая голова, уши, узкий подбородок, а шея пропадает.

Если снимать человека в полный рост снизу, на фотографии произойдет деформация частей тела - удлиняются ноги, расширяется таз, сужаются плечи и голова. При съемке сверху все, наоборот – на фотографии получается большая голова, широкие плечи, удлиняется туловище и ноги будут короткими. Чтобы избежать этих дефектов, а заодно и не полнить снимаемого человека, желательно производить съемку на уровне его пояса. Для этого присесть в момент выполнения снимка. Для съемки групповых фотографий нужно познакомиться с основами композиции, которые подробно описываются в специальной литературе. Даже используя такие простейшие приемы, можно значительно улучшить качество снимков, и привозить из путешествий больше хороших, качественных фотографий людей.

Как фотографировать детей в путешествии. Фото детей.

Во время путешествий занятными получаются фотографии детей. Речь идет о чужих детях. Групповые или индивидуальные снимки, например в школе, детском саду и ли в домашних условиях, к которым мы привыкли, не имеют ничего общего с теми, о которых пойдет речь. В путешествии фотограф не может выбирать удобное для фотосессии время, освещение, существенно повлиять на композицию кадра и настроение ребенка. Способы, описанные в статьях на эту тему: о подборе цветовой гаммы в его одежде, использовании игрушек для привлечения внимания, организация забавных игр явно не относится к съемке во время поездок. Единственной возможностью фотографа является заметить интересный персонаж, сцену, успеть настроить аппарат, грамотно кадрировать и вовремя нажать на кнопку спуска.

Интересной, прежде всего, окажется фотография, когда на лице ребенка отчетливо видны сильные эмоции: радость, удивление или сосредоточение на решении каких-то важных для него задач. В психологии есть понятие внутреннего диалога, когда человек как бы разговаривает с самим собой, и внутренние переживания и чувства отображаются на его лице. Для взрослых это проявление эмоций не слишком выразительно, а вот у детей внутренний диалог имеет яркое внешнее проявление. Задача фотографа запечатлеть именно выражение лица ребенка, его настроение. Не важно, как он одет и не столь важно, чем он занимается. Важно, прежде всего, что он чувствует.

Хорошо сфотографировать ребенка в тот момент, когда он играет со своими сверстниками, например в футбол, стоит на воротах и внимательно следит за игрой. Интересные снимки получаются, когда дети общаются между собой или со взрослыми, играют с животными, например с собакой или кошкой, когда они впервые увидели какое – либо живое существо, когда они улыбаются. Чаще всего снимки детей получаются сверху вниз, фотографу не хочется наклоняться, так проще. Но если опустить камеру на уровень глаз ребенка, или в какой-то ситуации снять его с нижнего положения, то эффект будет совсем другим, это уже искусство, профессиональный подход.

С детьми, более старшего возраста, можно попробовать поговорить, показать им фотоаппарат и предложить сфотографироваться. Если ребенок маленький, или не один, спросить разрешение на съемку у его родителей. Получив согласие, и сделав снимок, обязательно, нужно показать результат ребенку на мониторе, если он с родителями, то показать его маме. Вступая в контакт с ребенком можно ожидать, что он просто испугается незнакомого человека, или непонятного черного предмета с линзой, направленной на него, тогда кадр можно считать потерянным. И, наоборот, он может проявить заинтересованность, удивление, попробовать позировать или кривляться, тогда и нужно снимать.

Фотографии детей во время путешествий обычно делаются на улицах городов, или на природе. В этом есть преимущество, так как освещение более естественное, чем в помещении, и интересных сюжетов больше. В поездках можно снимать и портреты детей, и жанровые сцены их жизни, отношении к окружающему и к другим людям, только время на подготовку для этого нет, нужно не упустить подходящий момент. Жанровые сцены, обычно снимаются незаметно, при этом фон должен иметь смысловое значение, ведь это чужой ребенок и снимки делаются не для семейного альбома, В кадре могут быть какие-то интересные объекты, достопримечательности или предметы, связанные по смыслу. Ребенок хорошо смотрится с велосипедом, на качелях или на лыжах. Если фон плохой, то его нужно размыть. Чумазый вид малыша или его неряшливая одежда, скорее всего не испортят фотографию, а придадут ей колорита. Хорошо снимать детей в движении с проводкой, когда получается резкий силуэт на размытом фоне, например, когда они бегут. Если есть возможность, то лучше сделать несколько кадров, а потом выбрать лучший.

В бедных странах – дети голодные, если дать им конфету или печенье, они их тут же съедят, мелочь тоже можно дать. Они уже знают, что это такое, не потеряют, отнесут родителям.